Интервью с Иваном Кузнецовым: проект «Заповедная карта» - экопутешествие по заповедникам из Карелии на Камчатку

У нас в гостях Иван Кузнецов — писатель и путешественник из Карелии. Сейчас он работает над проектом своего нового путешествия — «Заповедная карта». Нам проект показался интересным и своевременным.

Совсем скоро Иван отправится волонтером в экологическое путешествие по шести заповедникам и национальным паркам России из Карелии на Камчатку. Цель проекта — рассказать об уникальных природных местах России и мира, экотуризме и волонтерских возможностях в них. Также Иван планирует написать по итогам путешествия книгу, соавтором которой может стать каждый. Узнать последнюю информацию о проекте и поддержать «Заповедную карту» можно здесь.

проект Заповедная карта

— Иван, добрый день! Расскажите об идее Вашего проекта, в чем его особенность и полезность? Как у вас возникла идея совершить подобное путешествие?

— Здравствуйте! Идея простая — отправится в самостоятельное путешествие по России, чтобы посетить шесть заповедников и национальных парков: в Карелии, на Урале, Алтае, на Байкале, Камчатке и в Приморье. Почему шесть? Чтобы путешествие не превратилось в «галопам по Европам». В каждом месте я запланировал провести один месяц, чтобы успеть что-то увидеть и что-то сделать. Предпочитаю медленные путешествия, а не быстрые.

Полезность в том, что в каждом заповеднике я буду принимать участие в волонтерских проектах: копать землю, прокладывать экологические тропы, ремонтировать и строить… и делать много других полезных дел.

Одной физической работой дело, конечно, не ограничится. Волонтерский проект, будь то в заповеднике или где-то еще, это прежде всего общение между людьми, возможности для обмена опытом и знаниями, люди просто весело проводят время…

Отсюда и название путешествия — экологическое. Потому что про экологию. Многих смущает эта приставка «эко», которую теперь модно лепить к любому слову, но экология — это наука об окружающей среде и нашем взаимодействии с ней. Можно назвать мое путешествие «природным» (смеется).

Идея возникла так… Я пошел от обратного — взял самую крайнюю точку — Камчатку, и еще в прошлом 2014 году записался волонтером в Кроноцкий заповедник, то есть когда никакого проекта еще и в помине не было, а потом стал думать, как туда добираться и почему бы не проехать через всю страну. Это же интереснее, чем на самолете!

писатель и путешественник Иван Кузнецов

— Вы в данном проекте выступаете как автор, организатор и исполнитель. Будет ли кто-то еще в команде проекта? Когда планируется старт «Заповедной карты»?

— Старт планируется 1 мая в Санкт-Петербурге. Финиш — во Владивостоке в октябре. В апреле я еду в Финляндию, в ближайший к Хельсинки национальный парк Нууксио. Это будет пролог путешествия.

Помимо меня в команде известный художник, который рисует для проекта настоящую карту, на которой каждый сможет отмечать собственные путешествия по заповедным территориям России — такая идея. Мы сделаем широкоформатные копии с оригинала, на хорошей бумаге, и будем рассылать всем желающим. Одну я возьму с собой в путешествие, чтобы было что показывать на встречах.

Но команда постоянно растет. Новые люди из тревел, журналистских, экологических, спортивных и творческих кругов присоединяются к проекту. Идея собрать маленькую команду — пусть и своими силами, без привлечения крупных спонсоров — была у меня с самого начала. Один я бы все это не сделал.

писатель и путешественник Иван Кузнецов

Байкал

— Расскажите о Вашем предыдущем опыте путешествий? Есть у Вас ли какой-то «багаж» экстремальных, или походных путешествий?

— Жил и работал в Америке. Был в Скандинавии. Последние 2 года провел в Европе: в горах Италии и Франции, где тоже работал волонтером на экологических проектах, а потом писал об этом книгу. «Багажа» экстремальных путешествий нет. А вот походные были: выбирался в родную Карелию, от нечего делать прошел как-то 70 км по берегу Финского залива. Причем, босиком. Больше 300 км в Доломитовых Альпах и Пиренеях. Несколько раз ночевал в горных хижинах в Альпах При этом — вы будите смеяться — в настоящий туристический поход на природу с рюкзаком и палаткой не ходил еще ни разу Так что все впереди!

Иван Кузнецов в Альпах

Алтай

— О финансировании проекта. Как будет финансироваться проект и сколько требуется денег для его полного осуществления?

— Денег у меня нет. Волонтерам не платят. Но дают бесплатное жилье и еду. Передвигаться планирую исключительно автостопом, но хочу все-таки преодолеть часть пути на поезде. Машины я не люблю. А вот поезда обожаю. В кармане что-то будет. Мне этого хватит. Самая затратная часть — это авиабилет на Камчатку, так как туда можно добраться или самолетом, или морем. Этот вопрос сейчас решается. Собственно, будет билет на Камчатку — я туда поеду.

Камчатка

— Есть ли у вас спонсорская поддержка СМИ, других спонсоров, кто вам помогает в организации?

— Да, к проекту присоединилось одно интернет-издание, не побоявшееся принять в этом участие (смеется). За проектом можно будет следить в интернете. Будет необходимый минимум снаряжения. С этим тоже помогают неравнодушные люди, которые сами путешествуют подобный образом. Экоцентр «Заповедники» следит чтобы не было никаких косяков с моей стороны (смеется). У меня нет специального экологического образования. Я прежде всего рассказчик. Но стараюсь как могу разобраться в вопросе.

Мне все это стало очень интересно. Сейчас модно изучать городское планирование и устройство. Раньше и меня это интересовало. Но после года жизни в глухой горной деревне, я полностью переключился на природу. Мне стало интересно, что такое природа, как она устроена, как живут растения и животные, что нужно, чтобы организовать работу заповедника или национального парка.

Это только с виду кажется, что все просто, но есть визит-центры — они работают не сами по себе, кто-то прокладывает экологические тропы — это тоже планируется, чтобы людям потом было удобнее по парку ходить и чтобы вообще было где ходить. В конце концов, думаю, все согласятся, что приятно после посещения интересного места и открытку на память купить. Кто-то их тоже должен придумать и напечатать.

Только сейчас подумал о том, что в Италии я работал волонтером в школе экологического образования. Она так и называется. Это было неформальное образование. Но все же. Получается, я выучился и еду делать что-то на практике.

писатель и путешественник Иван Кузнецов

Приморье

— Почему в проекте сделан акцент на волонтерство, какие здесь цели и задачи? Почему, к примеру не сделать конкретно проект путешествий по заповедникам?

— В проекте не то чтобы акцент на волонтерство. Просто я сейчас в силу разных причин так путешествую. Это выгодно с финансовой точки зрения. Это интересно с точки зрения погружения в среду. Я понял, что мне больше не интересно просто приехать в какое-то место. Я хочу «пустить в нем корни». А лучший способ сделать это — это заняться в нем чем-то, принять участие в каком-то проекте, сделать что-то и головой и руками. Завести новые знакомства. И уехать с тем чувством, что ты не просто был где-то, но жил там.

Я вообще, чем больше путешествую, тем меньше верю в этот термин — «путешествия». С развитием туризма, когда стало слишком просто и быстро переместиться из точки А в точку Б, он утратил свое значение. Раньше, когда не было самолетов, машин, поездов… люди проходили или проплывали тысячи и тысячи километров прежде, чем оказывались там, куда держали путь. Они не путешествовали даже, а просто жили в дороге и обратно возвращались не так быстро. Сейчас можно слетать в Париж на выходные. Но представь, что ты добирался до Парижа не один месяц по земле. Захочется ли уехать оттуда на третий день?

Урал

— Это такое вот экологическое путешествие по России. Почему возникло желание совершить его именно сейчас?

— Я собирался поехать в очередной раз в Европу, но понял, что наездился туда за последние 2 года. И нужно сменить направление — отправиться на восток. В России я был почти везде, но мельком, особо ничего не видел, не почувствовал ее ширины. Другая причина — в 2017 году будет отмечаться 100-летие заповедного дела в России. Первый заповедник, Баргузинский, на Байкале, был открыт почти 100 лет назад. Мне показалось, что сейчас самое время для такого путешествия. Хочется поднять интерес к этой теме.

— Какие места планируете посетить в рамках проекта, что там планируется сделать? Будет ли привлечена общественность на местах, или какая либо работа, контакты с местными волонтерскими организациями?

— В планах: Кенозерский национальный парк, «Таганай» на Урале, Катунский заповедник на Алтае, Прибайкальский национальный парк, Кроноцкий заповедник и Дальневосточный биосферный, если удастся туда добраться. Во все заповедники я записался волонтером. Никто так еще не делал! Некоторые люди путешествовали похожим образом, но вот чтобы волонтером от Карелии до Камчатки — нет, такого еще не было.

Работа будет разная: в основном ремонт построек, расчистка территорий, заготовка дров, разные виды помощи… Другую половину времени буду писать обо всем этом и многом другом. О своих приключениях в дороге. Со мной всегда что-то происходит (смеется).

Везде, куда доберусь, планирую контактировать с организациями, как волонтерскими, так и туристическими, просто общаться с интересными людьми. В Новосибирске у меня родственники.

Карелия

— В пресс-релизе проекта вы говорите про серию интервью с экологами всего мира. Расскажите об этом подробнее.

— Возникла идея взять интервью у друзей и знакомых, с кем общался в Европе. Посмотрел на карту и увидел, что все они сейчас разъехались по миру: кто в США, кто на краю света в Патагонии, кто был недавно в Африке, кто-то в Непале живет… Причем они все с образованием, экологи и биологи, не то что я (смеется). Так что все будет на достаточном профессиональном уровне. Вся информация будет из первых уст, от тех, кого знаю лично, с кем общался, за кого могу поручится. Я подумал, что было бы здорово сравнить, как у нас, а как у них. Я понял это недавно: сравнение — лучший способ взглянуть на вещи со стороны и докопаться до их сути.



— Финал проекта планируется на Камчатке. С чем связан такой выбор? Может ли измениться маршрут и план путешествий?

— Ну на Камчатке все хотят побывать. Это же уникальное место! На земле всего четыре региона, где есть гейзеры: Камчатка, Новая Зеландия, Исландия и Йеллоустонский национальный парк в США. Все! Зачем ехать в Америку, когда можно поехать на Камчатку?! Плюс на Камчатке вулканы, медведи…

В декабре я был на встрече Игоря Шпиленка в Москве. Даже открытку подписал. Еду в каком-то смысле по его следам. Он ведь тоже совершает сейчас аналогичную экспедицию по заповедникам и национальным паркам. Два или три года назад он проехал всю Россию на своем грузовике ГАЗ и посетил почти все парки на пути. Потом остался на Камчатке на несколько лет, а в 2017 году, когда будет отмечаться 100-летие заповедного дела, планирует поехать обратно.

Меня вдохновили его рассказами о Камчатке. Но свое путешествие я задумал на месяц или два раньше. Про Шпиленка даже не знал. Но все сошлось. План может поменяться, но незначительно.

— По итогам экологического путешествия по заповедникам Вы планируете написать книгу. Почему и какая цель у книги? Как считаете, будет ли у Вас достаточно интересного материала для книги?

— Я прежде всего писатель. Одновременно, путешествую. Все что делаю связано у меня или с тем или с другом или, как в этом случае, два в одном получается. Цель — рассказать интересную историю от и до. Я уже начал ее рассказывать. Показать то, что увижу, другим. Поделиться практическим опытом путешествий и жизни на заповедных территориях, просто на природе, вдали от цивилизации.

Как жить в городах, все знают. Но все меньше людей знает, как жить на природе и — что важнее — в гармонии с ней: не мусорить, не ломать… Наоборот, сажать и выращивать, строить в буквальном смысле и метафизическом. Хочется просто поделиться чувствами, ведь когда оказываешься в таких местах, как Байкал — я там был, или в горах, лесах… какое-то спокойствие приходит в душу, чего так не хватает лично мне в обычной городской жизни. Все становится в разы больше. Мир вокруг… Он большой на самом деле. Его не построить, как Петр I построил Петербург.

Материал будет — в этом сомневаться не приходится. О каждом дне жизни можно написать рассказ. Тем более, если ты собираешься пересечь по земле 1/6 суши и добраться до края света.

Иван Кузнецов

— Проект «Заповедная карта» как и многие другие творческие проекты собирает средства через краудфандинг (народное финансирование). Каким образом можно поддержать проект, или же возможно принять участие в вашем проекте?

— В проекте можно принять участие на сайте Boomstarter. Все участники станут таким образом соавторами книги «Заповедная карта», благодарности им войдут в книгу. Кроме того, имена всех спонсоров мы напишем на настоящей заповедной карте. Можно поддержать проект репостом, просто рассказать друзьям и знакомым. Можно написать и задать вопросы или предложить интересное сотрудничество.
boomstarter.ru/projects/kunavithewriter/46942



0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.