Суббота. В Москве раннее зимнее утро, на моих часах 05.20. В Тринидаде умеренно жаркий, экваториальный вечер, местное время 22.20 час.
На связи со мной Никита Демин, свободный путешественник и автор проекта «Goodbye normals»
vk.com/gnproject, и мы начинаем дружеское интервью в формате «без галстука».
— Никита, привет!
Итак, проект «Goodbye normals» успешно продолжается. После Бразилии ты был в Венесуэле и сейчас ты находишься в Тринидаде.
Скажи, пожалуйста, как вообще настроение и здоровье? Как сейчас проходит твое путешествие в новом формате? Надеюсь ты снова весел и бодр, как и прежде? ;)— Привет!
Да, не смотря на то, что первый месяц после произошедшего мне было совсем не до написания постов, съемок и прочего, я все же постарался не закиснуть и мало-помалу продолжать. Со временем втянулся снова.
На здоровье не жалуюсь, а вот настроение штука переменчивая. Прошло больше месяца, и, в принципе, в основном состояние спокойное. Порой бывают заскоки в обе стороны. Бывает, чувствую себя бесконечно счастливым, а иногда кошки скребутся так, что «херачу» в стену кулаком. Все как в жизни, ничего особенного ;)
Формат путешествия и правда немного изменился. Не знаю, на сколько в фотографиях, видео и постах, но однозначно в том, как я себя ощущаю. Я стал двигаться быстрее, когда это требуется, при этом когда нужно обратное, я могу отдыхать ровно столько, сколько мне нужно. Банально, но так и есть. Хотя, думаю, контент тоже изменился. Мне так многие говорят по крайней мере.
Про «весел и бодр, как прежде»… думаю, нет. Веселье в одиночку не то же самое, что вдвоем. Болтаю иногда сам с собой, спорю, доказываю, смеюсь, короче, развлекаю себя как могу. Народ интересный иногда попадается на пути, с кем можно время провести, но это ж очень поверхностные встречи. Алехандро из Панамы, разве что исключение. Тут еще страна такая попалась, что английского никто не знает, вот я и один на один с собой. Но не жалуюсь, это полезно, хоть и не всегда легко.
— Более 680 дней в путешествии по странам мира, это много. Как ты считаешь что тебе дало такое большое путешествие? Если вспомнить старт путешествия и сегодняшнее время, какие изменения произошли в твоем мировоззрении? Возможно есть какое-то разочарование, усталость от всего пройденного, или же наоборот ты открыл что-то новое, позитивное для себя?— Да, это многовато. Когда мы вылетали из Москвы, я честно признаться, такие цифры себе не представлял. Но пошло все не на шутку. Про изменения в мировоззрении, думаю, все просто: я стал больше ценить то, что есть, стал чаще говорить «я не знаю» и поматёрей стал малость. Похолоднее что ли, чем 2 года назад. Тут, конечно, со стороны виднее. Об этом наверняка лучше скажут друзья или родные.
Разочарований нет, ни о чем не жалею и ничего менять бы не стал, будь возможность вернуться назад. А усталость проявляется.
Знаешь, чего мне хочется вот прямо сейчас, кажется больше всего на свете? Поселиться где-нибудь рядом с морем, купить дохрена хлеба, сыра, ветчины, соусов, овощей и колы… Есть свои сендвичи всю неделю, иногда выходить искупаться, потом бегом назад к сендвичам и просмотру фильмов и сериалов. Такая неделька мне бы придала сил на какое-то время вперед. Но пока не складывается как-то. Так что да, устал.
Но это решаемо — нужно просто отдохнуть с сендвичами, как и сказал, а потом случайно оказаться в каком-нибудь месте крутом, от которого мурашки побегут, и тогда «в баках снова будет полно топлива».
— Расскажи о Бразилии, понравилась ли тебе страна? Вот когда ты только прибыл в Бразилию, после Африки, какие были твои первые ощущения и эмоции от страны? Что тебя удивило больше всего в этой латиноамериканской стране?— Бразилия — скука. Ну, для меня лично, после африканских стран. Ноль эмоций, страна без характера и изюминки. Да простят меня все ее любители, но я никак иначе не могу выразиться. А уж после Африки, так это вообще было чувство, как стрелять холостыми. Поначалу радовался цивилизации, возможностям и т.д. Но через неделю уже не заводила эта самая цивилизация. Кажется, когда-то там было круто и аутентично. Но в 2014 я так и не почувствовал никаких запахов настоящей Бразилии.
— Подожди, а как же Амазонка. Ведь ты был с Ханной на Амазонке, расскажи про свои впечатления от этого легендарного места. Там джунгли непроходимые и вообще опасно, легко пропасть можно. Было ли у тебя ощущение величия этого места, увидел ли дикую природу Амазонки? Получилось ли приключение, когда плыли по реке на корабле?— Амазонка, да. Ну скажем, если меня как человечка в Гугле взять и перенести хотя бы на пару километров в эти джунгли Амазонии, я труп, однозначно. В этом случае я точно пропаду и меня уже никто не найдет. Но плывя на корабле по реке этого не чувствуешь вообще. На нем играет музыка, люди веселятся и нет никакого ощущения величия этого места. На берегах большой реки полно деревень, отдельных домиков прямо на воде, ну и пара городов есть, кстати.
Была бы своя лодка, я бы с удовольствием остановился где-нибудь посреди ничего и «вошел». Тогда бы я оценил все величие Амазонии, а так это была просто увеселительная прогулка по очередной речке, к сожалению.
— Как тебе Венесуэла, понравилась страна или не особо? Какие в целом впечатления от страны? Ощутил ли ты контраст после Бразилии?— После Бразилии контраст ощутил будь здоров. Сразу же, с первых шагов. Люблю это чувство. Но это редкость, кстати, когда смежные страны ну прямо настолько разные. Я уж тут не буду рассказывать все, что видел вокруг, но если вкратце, то я здесь познал и боль, и радость, видел и красоту, и уродство, успел потерять надежду, обрести и снова потерять. Было круто и нервно.
— Известно, что Венесуэла, одна из самых криминогенных стран в Южной-Америке. Как там в плане безопасности, какие ощущения были? Надеюсь хостел ты выбрал в самом опасном районе Каракаса, чтобы не скучать? ;)— Честно, ненавижу разговоры про опасность. Всегда говорят, что где-то там опасно. По-моему, здесь нормально. Народ, конечно, темпераментный, не то что в миролюбивой и всепринимающей Азии. Залупаться ни на кого не стоит не по делу, и лучше оставаться нормальным воспитанным пацаном.
А про все случаи, когда у меня что-либо крали за все путешествие, я скажу так: наивным долб***бом был я, а не те, кто воровал. Дружи с головой и не давай поводов — и все должно быть норм. Ну а со стволом или с ножом меня никто обуть в Венесуэле не пытался, не смотря на то, что приходилось пару раз и на лавочке поспать.
— А как тебя воспринимали венесуэльцы, когда ты говорил что из России? Какая реакция у них была? Знают они где такая страна, или глазами хлопали и не понимали тебя?— Венесуэльцы знают где Россия, знают кто такой Путин и все такое, знают что страна большая и серьезная. Короче к нашей стране они хорошо относятся. Американцев они называют «гринго», поэтому ко мне тоже так часто обращались. Но когда я говорил, что из России, они уже такие: «ладно ладно, не гринго» ;)
— Поговорим про еду. Латиноамериканская кухня известна и славится Ты что-то вкусное там попробовал из местных блюд и что тебе понравилось, запомнилось?— Да я не особый-то гурман, ем то, что на улице продается. Везде есть фаст-фуд местный, что Бразилия, что Венесуэла, есть и всякие пирожки местные на улице.
В Венесуэле правда выбор местной еды был побольше. Они еще в добавок к свои пирожкам, жареным в масле (эмпанадас), любят бургеры и хот доги. Есть у них еще лепешка кукурузная — арепа. Ее тоже некоторые чуваки разрезают и кладут туда всякое мясо, курицу, овощей немного и соусом своим модным поливают.
Мясо любят, много мясных блюд, чисто овощное что-либо найти крайне трудно, но я по этому поводу не страдаю.
— Чем ты сейчас занимаешься на Тринидаде, на долго там?— Тринидад — это расслабуха. Вот сейчас я наконец нашел место, и это место — Port of Spain, где могу делать то, о чем мы говорили ранее: сендвичи, кола, диван, инет, море… ;)
В особенности Perl's Guest house, полный чилаут, все, что мне нужно именно сейчас.
Много материала накопилось, нужно разгрести по фоткам, постам и видосам, этим сейчас и занимаюсь. До среды наверно здесь зависну, буду ждать лодку до Гренады.
Порой, очень сильно хочется остановить эти разные цветные картинки, которые проносятся перед глазами, места, события, случайных людей… И просто на пару недель зависнуть и привыкнуть к окружению, а потом снова все ломать, крушить и куда глаза глядят двигаться…
— Поделись, какие у тебя сейчас новые мироощущения? Изменился ли твой взгляд на окружающий мир, общество и людей после минувшей скандальной истории?— Я всегда знал, что люди любят драмы. Минувшая история просто лишний раз это подтвердила. Но я был приятно удивлен тому, что все же многие люди отнеслись ко всему произошедшему уважительно и тактично, не задавая лишних вопросов и не обвиняя никого.
— Каково это потерять половину команды в пути и «вести корабль» дальше одному?
Ведь наверняка за столь длительный трип ты привык путешествовать в паре. Не напрягает ли тебя сейчас путешествие в стиле «одинокого путника»?Да, я привык переживать все с Ханной. Мы и правда стали друг для друга самыми близкими людьми. Знали все. Каждую мелочь в характере, каждый шрам и каждую родинку на теле. Знали, кто как себя скорее всего поведет в той или иной ситуации. Это ценно. Потерять это было болезненно. Но мы и правда больше не могли быть вместе по объективным причинам, так что я принял это достаточно быстро.
Теперь, когда один, все по другому. Острее, ярче, эмоциональнее и ответственнее. Во всем же в жизни есть свои плюсы и минусы. Так и сейчас.
— Что дальше, какие у тебя дальнейшие планы на путешествия? Каким ты видишь будущее развитие проекта «Goodbye normals»? Куда будешь держать свой путь после Тринидада, какой маршрут планируешь?
— Хочу по островам погнать в штаты, что сейчас и делаю. Про развитие проекта особо пока не думал. Посмотрим, как все пойдет. Пока в этом смысле все идет, как идет, ничего особо не предпринимаю для того, чтобы набрать популярности. Планирую только не опускать планку по качеству материала, а если получится, буду поднимать в меру возможностей. Главное — развиваться постоянно, а не на месте стоять. Уверен, если буду делать все нормально, народ будет ценить. Такие планы.
Сейчас по плану Карибские острова, дальше Гренада по списку. Обещают, что будет дорого местами, но у меня есть палатка, так что на крайняк есть где жить.
Дальше Барбадос. Цель держу на штаты, хочу не спеша там поколесить, но надо торопиться виза поджимает. Месяца через 3-4 хочу туда добраться.
Да, и если с Кубы нельзя будет добраться до Америки, тогда через Мексику рвану. Я слышал правда, что там многие чуваки американские на своих суднах плавают на Кубу и можно кого-нибудь поймать чтобы подбросили. Там посмотрим, на месте.
— Задам тебе каверзный вопрос — может пора вернуться на Родину? Есть ли такие мысли о возвращении, или пока они полностью отсутствуют?— Таких мыслей нет. Вообще. Знаю, что уже процентов 70 пути позади. Поэтому вперед теперь уж короче. Да и нравится мне моя жизнь. Не без проблем, конечно, но кому вообще легко?
— Люди, давно следящие за проектом привыкли к тому, что «Goodbye normals» — это пара веселых, оригинальных и «безбашенных» путешественников. Поэтому многих сейчас интересует, будешь ли ты и дальше продолжать путешествие в одиночку, или планируешь найти спутника, или спутницу?— Нет. Спутники и спутницы не вариант. „Goodbye normals“ это либо я и Ханна, либо кто-то один из нас, либо никак. И я понимаю, что пришло время побыть одному какой-то период жизни.
— Известно ли тебе, чем сейчас занимается Ханна? Возможно Вы поддерживаете дружескую связь, или Вы не общаетесь?— Спустя месяц мы однажды поговорили. Попрощались по-человечески, поблагодарили друг друга за все хорошее и попросили прощения за все плохое. Она тоже собирается закончить кругосветку, есть свои планы. Сейчас в Казахстане работает, копит на билет до штатов. Она всегда мечтала об Аляске. Надо исполнять мечты, иначе никак.
— Значит ты с Ханной сейчас на „дружеской волне“, Вы помирились и зла друг на друга не держите?— Да, мы пообщались немного и, в целом, дали друг другу понять, что если вдруг что-то сильно нехорошее в наших жизнях произойдет, мы можем рассчитывать друг на друга, придем на помощь в трудный час. Это означает, что мы не расстались врагами, нас когда-то очень многое связывало, и плевать на это нельзя.
— О личных отношениях двух людей в долгом путешествии. Дай несколько советов тем, кто планирует путешествовать в паре. Как не ошибиться с выбором попутчика (попутчицы)?— Да нет никаких советов. Я вообще не советчик. Хочется быть вдвоем — вперед. Ошиблись друг в друге — ответите за это разбитым сердцем и может еще чем-нибудь. Но логику никто не отменял: чем дольше и лучше знаешь человека, тем шансы на хороший исход выше. Какие уж тут советы, и дураку понятно.
— Ну что, похоже сейчас весь видео контент на Youtube тебе удалось восстановить? Насколько адекватная была техподдержка, помогли ли они восстановить удаленный видеоматериал из архива? С восстановлением группы в ВКонтакте видимо прошло все быстрее и проще?-Youtube бесполезен практически оказался. Они тупо восстановили канал. Видео пришлось искать по народу и перезаливать. Спасибо им всем еще раз, кстати. Добрые люди очень сильно помогли восстановить видео. Но, соответственно, вся статистика и прочая хрень обнулилась. И да, подписчики тоже все потерлись. ВК в этом плане справился шикарно. Через пару дней после подачи заявки вся группа была восстановлена со всеми комментариями, лайками и т.д.
— Скажи, как ты сейчас решаешь вопрос с бюджетом путешествия? Он остался прежним, уменьшился или увеличился? Хватает ли денег на продолжение трипа?— Так денег-то в два раза больше стало, как бы это не звучало. Так что больше о финансах переживать я не стал. Рубль правда не радует. С каждой неделей денег все меньше и меньше. Но запросы надо сказать остались прежними. На ветер не бросаю — привычка, как ни крути.
— Никит, вот ты сейчас в свободном полете, свободный путешественник. Поделись ощущениями от настоящего состояния такого полета и свободы… Что тебя сейчас движет, что ты чувствуешь путешествуя один. Какая сейчас цель в жизни?
Есть ли ощущения радости, или все же есть тоска по дому и Родине, по родным?— Ну чувак, романтику не будем уж совсем разводить ;) полет, свобода… Я один, и у этого состояния есть свои плюсы. Самый крупный в том, что советоваться мне не с кем, кроме себя самого, а это все очень упрощает. Ну и во вторых, эмоции больше не делятся пополам, они все мои. Порой их через край правда…
Минусы тоже есть, сам понимаешь, порой нам нужно поделиться, именно когда слишком переполняет. Плохое, хорошее — не важно. Когда через край уже, то хочется рассказать, показать. Да, в Венесуэле было очень одиноко. Никто не говорил по английски, Алехандо с Кэт уехали, развлекал себя сам. Но сейчас я чувствую себя достаточно целостно. Кажется одному все же проще.
А двигает меня все та же упертость, что и всегда. Плюс, кажется, я уже по горло увяз в этом образе жизни и он мне действительно нравится. Поэтому далеко не все держится на упертости, как многие могут подумать. Нет, мне по кайфу.
И не тоскую я по Родине, родители, друзья — да. Но я научился, за эти почти два года не расстраиваться слишком сильно по этому поводу, могу с собой справиться.
— И на последок, чтобы ты хотел пожелать людям отправляющимся впервые в большое путешествие?Не с**ть, в смысле отбросить страхи ;) и выйти в итоге за порог. Это главный шаг.