Эйирдир — небольшой город, который узенькой полоской вытянулся вдоль большого озера с водой невероятно красивого лазурно-синего цвета. Туристическая зона, а это несколько пансионатов и гостиниц, расположена в основном на остове, который соединяется с сушей тонким перешейком километровой дамбы.
Здесь же расположены и другие заведения типа кафе, ресторанов, сувенирных лавок. Берег, как мы заметили, тоже интенсивно застраивается, причем постройки все новые.
Но в район
озера Эйирдир мы так стремились не ради города, и даже не ради озера (хотя мы остались очень довольны), а ради национальных парков и заповедников, которые находятся южнее озера. Перед тем как отправляться на север мы побывали возле самого большого пресноводного озера Турции –
озера Бейшехир, в Национальном парке горы Кизыл. Высокие горы густо поросли темно-зелеными кедровыми деревьями, среди которых иногда встречается редкий вулканический дуб со светло-зеленым покровом (собственно его мы и искали, хотя потом впоследствии признались друг другу, что он нас не сильно впечатлил). Красивые озера с множеством островков, стаи птиц на берегу, высокие горы со снежными вершинами и зелеными террасами, свежий воздух. Всего и не описать.
Жаль, что горнолыжный сезон на
горе Давраз уже закончился и нам не было смысла туда подниматься, хотя от Эйирдира база находилась всего в часе езды. К слову, база Давраз была открыта недавно, в 2006 году, и на данный момент является одним из самых известных мест в Турции для катания на лыжах. Эта база принимала участие в конкурсе на проведение Зимних Олимпийских игр 2014. Отправной точкой на Давраз чаще служит более крупный город Испата, нежели Эйирдир.
О дорогах Турции
Не могу дополнительно не описать свои впечатления от путешествий по дорогам Турции. На протяжении всего пути по горам и равнинам, а особенно от города
Фетхие до Эйирдира с нами почему-то подозрительно часто происходили случаи несоответствия карты и реальной дороги. То ли мы карты не умеем читать, то ли дороги здесь слишком запутаны. Если кто захочет повторить путешествие на автомобиле по Турции, то следует учесть это обстоятельство и, возможно, запастись каким-либо надежным навигатором. Часто неразбериха случалась из-за скудного размещения дорожных знаков и указателей. В дальней дороге чаще встречались знаки с указаниями ближайших поселений.
Дороги, особенно серпантины в горной местности, нам показались невероятно долгими. Едешь, едешь и едешь, кругом горы, горы и горы. Если происходила смена ландшафта, мы уже начинали радоваться.
Из-за неразберихи с картой мы неоднократно терялись в сети местных дорог. В таком случае мы пытались спросить дорогу у местных. Но это помогало лишь в 50% случаев, так как часто люди из деревень не знали английского, а мы не знали турецкого. Завидев, как кто-то пытается объяснить дорогу заезжим, к нашей группе незамедлительно подходили другие толкователи. Все бурно, но безрезультатно пытались нам помочь. Но, как видите, раз мы добрались до Эйирдира, то все в принципе нормально.
Если же говорить о качестве покрытия дороги, то на главных магистралях оно не вызывало никаких замечаний. Прямо европейский стандарт. Но если заехать глубже, выше, то начинаются узенькие грунтовые дороги. Почва, правда, твердая и луж мало.
Из Эйирдира на север до Афьона
Справившись в Эйирдире, мы направились на север. Сначала дорога огибала края озера, а потом устремилась по межгорью – плоской блюдечкообразной равнине, по обоим бокам которой вдалеке виднелись горы. Над головой далекое белесо-голубое небо с солнцем, которое неярко проблескивало среди марева. Возникало ощущение, что все просто гигантское, а мы маленькая точка во вселенной. В реальность нас возвращала только суфийская музыка, звучавшая на разных участках дороги. Она невероятно подходит для описания здешней природы.
Город Афьон является центром одноименной провинции (ила) в западной Турции. Полное название города звучит Афьон-Карахисар, что в переводе означает «опиум-черная крепость». Это две характерных особенности города. В его окрестностях легально выращивают опиумный мак, который потом идет для изготовления лекарственных препаратов, в том числе на экспорт. Нам, правда, на подъезде к городу как-то не повезло увидеть маковые поля.
Черная крепость означает черную гору с почти отвесными склонами в исторической части города. На вершине горы сохранились руины древней крепости. Эта гора и крепость являются лучшими смотровыми площадками, чтобы сверху взглянуть на город. Взобраться на черную гору, которая, впрочем, со временем начинает белеть, можно по узенькой тропе, высеченной в камне или в некоторых местах выложенной из булыжников. С высоты крепости особенно хорошо смотреть на город «80-ти мечетей» — это еще одно название Афьона.
Афьон также позиционируется как основной анклав
исламского фундаментализма. Это город, в котором наиболее строго чтятся наставления ислама (стоит только вспомнить количество мечетей). Женщины здесь ходят строго закутанные с головы до ног. Хотя меня лично поразило то, как женщина в длинном платье по фигуре поверх брюк с искусно подобранными в тон сумочкой и головным платком выглядела намного соблазнительнее некоторых наших барышень в бесформенных футболках и с ярким макияжем. В общем, засмотреться можно. Но лучше – не нужно, оплот фундаментализма все же.
Мы думали, что поскольку это город со строгим соблюдением традиций, то он утрачивает популярность и молодежь из него стремиться выехать в более демократичные
Стамбул или Анкару. Но мы ошибались. Город довольно молодой и молодеет за счет напплыва студентов с других городов, откуда родители с полной уверенностью за сохранение моральных норм посылают своих чад на обучение.
Хочу предупредить заядлых гуляк, в городе Афьон почти нет ночной жизни. Даже чтобы пива выпить придется обойти не один десяток заведений.