Странная история, которая произошла в Индонезии в 2011 году, является уникальной, курьёзной и юридически парадоксальной. Суть ее состоит в следующем…
Фотограф Дэвид Слейтер снарядил экспедицию в далекую Индонезию с целью произвести фотосъемки дикой природы и редких животных, обитающих в этой местности. Спустя некоторое время он повстречал стаю черных макак и, установив штатив и фотокамеру, выставив выдержку, диафрагму и светочувствительность, за чем-то отлучился. Фотограф, видимо, забыл, что обезьяны обладают повышенным любопытством к вновь появившимся предметам.
Так произошло и на этот раз – макаки принялись исследовать непонятный для них объект. И одна из них в результате манипуляций нажала на кнопку «пуск» и запечатлела свой автопортрет (селфи) на пленке.
Забавное происшествие очень быстро стало достоянием гласности, и фото сообразительной обезьяны разошлось по всему огромному миру. Однако Дэвид Слейтер считает себя стороной пострадавшей. А все дело в юридических тонкостях, не позволяющих считать его автором снимка и, следовательно, лишающих его прав на какой-либо гонорар. Долгая судебная тяжба между фондом Wikimedia Foundation с одной стороны и фотографом с другой закончилось не в пользу последнего.
Слейтер яростно отстаивал свою позицию, мотивируя ее тем, что всю подготовительную работу выполнял именно он, то есть только профессиональные настройки фотокамеры позволили обезьяне сделать качественный снимок. И запрет на выплату ему авторских вознаграждений лишает его возможности окупить затраты на дорогостоящую экспедицию. Фотограф требовал от суда возмещения убытков в сумме 10 тысяч фунтов.
А вот фонд Wikimedia Foundation считает селфи обезьяны достоянием общественности и поместил фотографию в раздел бесплатных приложений, лишив тем самым Дэвида Слейтера надежды на возмещение материальных издержек.
Непростое судебное разбирательство продолжалось на протяжении трех лет. Лучшие адвокаты с обеих сторон искали зацепки в законодательстве США и блистали красноречием на заседаниях. В процессе долгих препирательств фотограф дело проиграл. Аргументация его оппонентов была построена на юридических тонкостях законов страны.
Возможно, если бы Дэвид Слейтер обработал злополучное фото и поставил во время свой копирайт на фотографии, у него было бы больше шансов победить. Хотя, даже в этом случае, его авторские права были бы весьма ограничены и относились исключительно к редактированию картинки.
Как бы то ни было, на сегодняшний день автопортрет черной макаки является общедоступным, а фотограф известен лишь как человек, предоставивший свою аппаратуру для уникального снимка.
Еще можно сделать вывод, что вся эта история просто
хороший PR ход, и теперь таким образом фотограф благодаря селфи макаки известен на весь мир.