«Русский юг. Бессмысленный и беспощадный»

Этим летом судьба нас забросила в Анапу. В России на море я отдыхала последний раз в глубоком детстве — с родителями и сестрой. Выражение «Курорты Краснодарского края» для меня означало непомерно высокие цены в сочетании со специфическим сервисом.

Мне кажется, что хамоватый обслуживающий персонал, дешевая пластиковая мебель в кафе, цветастые клеенки на обеденных столах, пепельницы, вырезанные из пивных банок, привлекают людей, скучающих по советскому прошлому. Чем иначе можно объяснить такое количество отдыхающих на российских курортах – я не знаю. На море мы ездим каждый год. Египет, Болгария, Турция, Таллин и нежно-любимый Коктебель. Но этим летом все было по-другому. Моя подруга, работающая в туристической фирме, предложила нам бесплатный номер в гостинице в пригороде Анапы. Мы долго сомневались, но жажда халявы пересилила наши сомнения (а надо было слушать свою интуицию!). И мы взяли билеты на поезд «Москва – Анапа», заплатив 18 000 на всю семью в оба конца (за 28 000 рублей прошлым летом мы слетали втроем в Турцию в шикарный 5-звездочный отель). Приключения начались за 2 дня до отъезда. Умер хозяин гостиницы, в которой мы должны были жить. Все брони на сентябрь были сняты, там работала полиция и следствие.

Елена Сай с малышом на Юге

«Бизнес по-русски, черт побери!», — выругался муж и полез в Интернет искать жилье в Анапе. Потому что сдавать билеты, теряя круглую сумму на возврате, совсем не хотелось. Должны и мы посмотреть, что же это, в конце концов, такое – пресловутые курорты Краснодарского края, — решили мы с мужем. И забронировали номер в «уютном гостевом доме в 5 минутах от моря рядом с прекрасным парком». Парк был, действительно, прекрасен. Море находилось в 5 минутах ходьбы. Но уютной комнату можно было назвать с большой натяжкой. Нет, откровенного ужаса в виде разбитых стекол и разломанной мебели там не было, но и уюта – тоже.

Хозяин гостиницы, получив от нас деньги за 2 недели вперед, переселился в ближайшую закусочную с местным вином на разлив за 8 рублей – стакан. На 2-й день выяснилось, что труба в душе течет, швабры или даже половой тряпки в доме не было. Также в доме не было банных полотенец и терки, сковородки, дуршлага и прочих необходимых мелочей на кухне. Так как я там готовила сама и пыталась вести хозяйство, то все это весьма осложняло наш «отдых» (кавычки тут ставлю сознательно). Хозяин в крайней степени опьянения появлялся в доме поздним вечером.

— Все в порядке, ребята? Кайфуете? Кайфуйте, имеете право!, — каждый вечер Николай задавал нам этот набор вопросов строго в этой последовательности и, пошатываясь, удалялся в свою комнату.
Коля, нам нужна швабра и половая тряпка!, — кричал ему в спину муж.
— Полотенце и дуршлаг!, — пищала я.
— Все в порядке, ребят, кайфуйте! Завтра все будет.

Но завтра мы видели хозяина опять поздним вечером в таком же состоянии с такими же вопросами. И, конечно, без швабры и полотенец. На 4-й день в доме отключился свет, а так как на кухне была электрическая плита, микроволновка и электрический чайник, мы остались без завтрака с двумя детьми. Мы безуспешно пытались разбудить хозяина, который «отдыхал» после бурно проведенной ночи. Не добудившись, муж полез разбираться с проводкой сам. Увиденное его ужаснуло – провод был воткнут прямо в розетку без вилки. И это в доме с бойлером, холодильник, электрической плитой и микроволновкой!

Это было последней каплей. Мы собрали вещи, детей и пошли искать себе новое жилье. Благо, оно нашлось сразу и неподалеку – частная гостиница со всем необходимым и даже с приятными «плюшками» в виде телевизора и холодильника в номере и батута и песочницы для детей в саду. Да, цена за номер была такой же – 1 000 рублей в сутки. Мы разложили вещи, пообедали, искупались и расслабились. Но рано. Потому что деньги за оставшиеся 1,5 недели нам хозяин возвращать не собирался («Ребят, вы поймите! У меня 2 кредита, мне деньги нужны. Что вам у меня не понравилось? Я не понимаю…»)
Но муж, поговорив по-мужски, каким-то чудом выбил из него наши деньги, и мы забыли наше первое жилище, как страшный сон.

Дальше потекли обычные будни отдыхающих – море, парки, экскурсии, вино и фрукты. Все было прекрасно, кроме цен в Анапе! Детская каша, соки, вода, подгузники и салфетки – все стоило ровно в 2 раза дороже, чем у нас! Я была в ужасе. Никакого запаса мы с собой не взяли, собираясь купить все на месте. Поэтому деньги исчезали со страшной скоростью. Дешевле были только фрукты и вино, но по сравнению с астрономическими ценами на ВСЕ остальное, это была капля в море.
Никакого больше русского юга. Мы не настолько богаты, чтобы отдыхать в России, — ворчал муж, снимая остатки денег с карты, — в следующем году снимем апартаменты на юге Италии лучше.

Елена Сай на море

2 недели прошло. И вот мы стоим на железнодорожном вокзале. Этим летом нам суждено было испить нашу чашу до дна, потому обратно мы должны были ехать в плацкартном вагоне (купе выкупить не успели). Знакомство с нашим вагоном я начала с изучения красочного плаката с разнообразием товаров, которые можно приобрести во время путешествия. Тут была и кокетливая мягкая кошечка «Проводница», и великое множество дорожных наборов от демократических одноразовых тапочек за 50 рублей до люксовых наборов со всеми туалетными принадлежностями и сувенирами от «РЖД». Нас заинтересовала настольная игра «Юный путешественник» и специальный дорожный манеж (судя по фотографии — отличная вещь!). Так как с нами были целых 2 юных путешественника — сын 6 лет и годовалая дочь, я решила, что нам нужно купить и манеж, и игру. К проводнице я подошла с уже приготовленной суммой в приятном предвкушении того, как мы скрасим сейчас нашу поездку.

Но оказалось, что из всего перечисленного в яркой рекламе в продаже есть только чай в пакетиках, печенье и фломастеры. Вернулась я на наше место с пустыми руками.
— Ну что? Купила? Ты бы у нее еще шахматы попросила!, — посмеялся надо мной муж.
Точно! Шахматы!

«Проводник обязан предоставить пассажирам настольные игры (шахматы, шашки, нарды)», — гласят Правила проезда в железнодорожных поездах.
Ну хоть какой-то сервис должны нам предоставить за такие немыслимые деньги,- решила я и упрямо зашагала к проводнице.
— Извините, пожалуйста, а у вас есть шахматы?
— Чтооооо?, — проводница нехотя оторвалась от чтения потрепанной книжки с душераздирающим названием «Месть спецназа».
— Тут в правилах написано, что вы должны предоставлять нам настольные игры — нарды и шахматы. Нарды нам не нужны, а вот шахматы бы очень пригодились.
— Девушка, нет у нас ни нардов, ни шахмат. Вы первая, кто у меня настольные игры спрашивал.

Что же предоставили нам в плацкарте за 6700 рублей (2700 рублей за взрослый билет и 1300 – за детский) — постельное белье, махровое полотенце, туалетную бумагу и мыло в туалете, кипяток в титане. А также — неработающее радио в купе, замурованные окна без возможности проветрить и пустить хоть немного свежего воздуха в вагон, отсутствие розеток, грязь в вагонах и абсолютная антисанитария в туалете.

«Российские железные дороги», сравнить, к сожалению, не с чем. Для желающих путешествовать на поезде по России другой альтернативы нет. Но мы можем сравнить РЖД с американскими поездами.

Поезд из Москвы в Анапу (1479 км) идет от 29 до 38 часов, средняя скорость – 38-51 км/ч. Житель Вашингтона, желающий отправиться на юг, проделает подобный маршрут Вашингтон-Майами (1690 км) за 23 часа при средней скорости 70 км/ч. Сравним условия, в которых путешествуют американцы и россияне. Плацкарта в Штатах, в принципе, нет, поэтому будем сравнивать наше купе и СВ их 2-местное купе (аналог нашего СВ). 2-местное купе выкупается целиком, не зависимо от того, 1 или 2 пассажира там едут. Стоимость купе – 520 долларов (17 000 рублей). В эту цену входит 3-разовое горячее питание в вагоне-ресторане. В купе есть собственный туалет, умывальник, климат контроль, свежие журналы, мягкие полотенца, душ. За СВ от Москвы до Анапы нашему путешественнику придется выложить 20 000 рублей.

Но нет худа без добра. В этой поездке мы сделали несколько открытий, которые, надеюсь, будут полезны и для вас.

Про бесплатный туалет. Только в эту поездку мы узнали, что посещение туалетов на вокзале с билетом на поезд (до отъезда и в течение двух часов по прибытии) — бесплатно. Мелочь, но приятно. Особенно если стоимость платного туалета на московском вокзале (20 рублей) умножить на троих членов нашей семьи.

Развлечение в пути

Чтобы развлечь нашего 6-летнего сына в дороге от Москвы до Апаны нам понадобилось: 2 детских журнала, новый набор «Лего», магнитный конструктор, 2 упаковки 3D паззлов. Этого набора нам немного не хватило, потому что последние 3 часа до пункта назначения Макс играл на папином айфоне. На прочитанные журналы и освоенные наборы Лего на обратной дороге у нас не было особой надежды, покупать новые игрушки уже не позволял семейный бюджет (см. выше о ценах в Анапе) и мой гениальный муж предложил гениальную идею — купить альпинистскую веревку и скачать в Интернете видео с мастер-классом вязания морских узлов.
Мы купили 4 метра веревки за 40 рублей и… бездна нас поглотила. Муж с сыном осваивали «восьмерку», «кинжальный узел», «фламандскую петлю» и «рыбацкий штык». Делали канатную дорогу между верхними полками и передавали друг другу игрушки и угощения, спускали бутылку воды с помощью веревки на нижние полки, захватывали друг друга в плен, делали сложные конструкции из веревки, перекинутой через крючки для полотенец и кольцо в шторке на окне, которые поднимали и опускали нам штору на окне. Мы сделали вывод, что моток хорошей крепкой веревки для мальчика- дошкольника – лучшая игрушка! С ней мы придумали столько разных развлечений, что другие дети в вагоне, отлепившись от ноутбуков с мультиками, собрались в нашем купе «хотя бы посмотреть», а потом клянчили у своих родителей «Такую же красную веревку, как у того мальчика!». Под конец нашего путешествия муж, уставший от криков нашей измученной плацкартным вагоном малышки, соорудил настоящие качельки из веревки и подушки и подвесил их в проходе. Это был настоящий хит, который оценили не только наши дети, но и все остальные, ехавшие в вагоне.

Вместо заключения. Из этой поездки я вынесла бесценный опыт. Поняла, что в шутке «В Турции отдыхают те, у кого нет денег на Анапу» есть совсем немного шутки. Но главное – я сделала безрадостный вывод о том, что нас, помимо нашей воли, делают изгоями в нашей же собственной стране. Я хочу путешествовать на поезде – в комфортных условиях по адекватной цене. Но в России, к сожалению, это невозможно. Я хочу показать своим детям русский юг, но мы не можем себе этого позволить. Поэтому названия турецких отелей современные дети знают лучше, чем названия российских курортов.

Елена САЙ
saika-balabolka.livejournal.com/

0 комментариев
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.